СПИСОК ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ… 9
РЕЗЮМЕ… 12
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ… 14
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ… 14
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ… 14
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ… 15
МЕТОД СБОРА ДАННЫХ… 15
МЕТОД АНАЛИЗА ДАННЫХ… 15
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ… 15
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ… 16
ГЛАВА 3. РЫНОК ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В РОССИИ… 22
§ 1. ОБЪЕМ И ТЕМПЫ РОСТА РОССИЙСКОГО РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ… 22
1.1. Заполняемость российских гостиниц … 26
§ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ РОССИЙСКИХ ГОСТИНИЦ…28
§ 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ… 29
3.1. Проекты российских туроператоров по строительству гостиниц за рубежом… 33
3.2. Ключевые тенденции развития российского рынка гостиничных услуг… 34
3.3. Барьеры выхода на российский рынок гостиничных услуг… 35
ГЛАВА 4. РЫНОК ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В МОСКВЕ… 38
§ 1. ОБЪЕМ И ТЕМПЫ РОСТА МОСКОВСКОГО РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ… 39
1.2. Заполняемость гостиниц в Москве… 41
§ 2. СТРУКТУРА РЫНКА… 44
§ 3. УРОВЕНЬ ЦЕН НА РЫНКЕ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ МОСКВЫ… 51
§ 4. ИНВЕСТИЦИИ В РЫНОК ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ МОСКВЫ… 56
4.1 Стимулирование инвестиционной деятельности на рынке гостиничных услуг Москвы… 60
§ 5. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОГО РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ… 61
5.1. Реконструкция и строительство новых гостиниц в 2005-2006 гг… 62
5.2. Мнения специалистов относительно развития московского рынка гостиничных услуг… 71
§ 6. РАЗВИТИЕ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В МОСКВЕ ДО 2010 ГОДА… 73
6.1. Гостиница «Россия»… 84
6.2. «Гостиный Двор Novotel»… 85
6.3. Гостиница «Москва»… 85
6.4. Гостиница «Украина»… 88
6.5. Гостиница «Интурист»… 89
6.6. Гостиница «Минск»… 89
6.7. Гостиница «Космос»… 90
6.8. Гостиница «Тифлис»… 90
6.9. Гостиница «Киевская»… 91
6.10. Проекты строительства отелей эконом-класса… 91
ГЛАВА 5. РЫНОК ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ… 94
§ 1. ОБЪЕМ И СТРУКТУРА РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА… 94
1.1. Заполняемость гостиниц в Санкт-Петербурге… 98
§ 2. УРОВЕНЬ ЦЕН НА РЫНКЕ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА… 99
§ 3. ВЕДУЩИЕ ИГРОКИ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСТИНИЧНЫХ ПРОЕКТОВ… 100
§ 4. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА… 103
4.1. Проекты московских компаний на рынке гостиничных услуг Санкт-Петербурга… 107
4.2. Проекты частных лиц и местных компаний на рынке гостиничных услуг Санкт-Петербурга… 109
4.3. Международные проекты на рынке гостиничных услуг Санкт-Петербурга… 109
ГЛАВА 6. РОССИЙСКИЙ РЫНОК МАЛЫХ ГОСТИНИЦ… 112
§ 1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ РЫНКА МАЛЫХ ГОСТИНИЦ В РОССИИ… 112
§ 2. СЕГМЕНТЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА МАЛЫХ ГОСТИНИЦ… 114
2.1. Придорожные мини-гостиницы… 114
2.2. Апарт-отели… 115
2.3. Частный сектор на российском рынке гостиничных услуг… 119
2.3.1. Москва… 119
2.3.2. Санкт-Петербург… 120
2.3.3. Краснодарский край и Черноморское побережье… 122
§ 3. РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО РЫНКА МАЛЫХ ГОСТИНИЦ… 124
3.1. Московский рынок малых гостиниц… 124
3.2. Санкт-Петербургский рынок малых гостиниц… 126
ГЛАВА 7. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ РОССИИ… 130
§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ РОССИИ… 130
§ 2. ОБЗОР РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ РОССИИ: ОБЪЕМ, ТЕМПЫ РОСТА, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ... 132
2.1. «Золотое кольцо»… 136
2.1.1. Суздаль… 137
2.1.2. Кострома…137
2.1.3. Ярославль… 138
2.1.4. Ростов Великий… 138
2.2. Центральный федеральный округ… 139
2.2.1. Ивановская область… 139
2.2.2. Московская область… 139
2.2.3. Рязанская область… 142
2.2.4. Воронежская область… 142
2.3. Северо-западный федеральный округ… 143
2.3.1. Калининградская область… 144
2.3.2. Псковская область… 144
2.4. Южный федеральный округ… 145
2.4.1. Краснодарский край. Сочи… 145
2.4.2. Ростовская область… 150
2.5. Приволжский федеральный округ… 154
2.5.1. Нижегородская область… 155
2.5.2. Самарская область… 159
2.5.3. Республика Татарстан… 161
2.5.4. Пермский край…. 161
2.6. Уральский федеральный округ… 163
2.6.1. Свердловская область… 163
2.6.2. Ханты-Мансийский автономный округ… 165
2.7. Сибирский федеральный округ… 166
2.7.1. Алтайский край… 166
2.7.2. Иркутская область… 167
2.7.3. Кемеровская область… 167
2.7.4. Красноярск… 168
2.7.5. Новосибирская область… 169
2.7.6. Омская область… 171
2.7.7. Томская область… 171
ГЛАВА 8. КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ УЧАСТНИКОВ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ… 172
§ 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСТИНИЧНЫХ СЕТЕЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ… 172
1.1. Показатели деятельности зарубежных гостиничных сетей на российском рынке гостиничных услуг… 172
1.1.1. Accor… 178
1.1.2. Best Western International… 180
1.1.3. Carlson Hospitality Worldwide… 180
1.1.4. Hyatt International… 181
1.1.5. InterContinental Hotels Group … 182
1.1.6. Kempinski… 183
1.1.7. Marriot International Inc… 183
1.1.8. Rezidor SAS… 184
1.1.9. Orient-Express… 186
1.1.10. Starwood Hotel & Resort… 186
1.1.11. Swissotel… 187
1.1.12. Wenaas Hotels… 187
1.2. Планы развития зарубежных гостиничных сетей на российском рынке гостиничных услуг… 189
1.2.1. Cendant Corporation… 189
1.2.2. Four Seasons… 190
1.2.3. Hilton Hotels Corporation & Hilton International Co… 190
1.2.4. Ritz-Carlton Hotel Company… 191
1.2.5. Reval Hotels… 192
1.2.6. Protea Hotels… 192
§ 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ… 194
2.1. Показатели деятельности отечественных компаний на российском рынке гостиничных услуг… 197
2.1.1. «Азимут»… 197
2.1.2.«Интурист Отель Групп»… 199
2.1.3. AMAKS Grand Hotels … 200
2.1.4. Hеliopark Group… 204
2.1.5. «Моспромстрой»… 207
2.1.6. Русская православная церковь… 208
2.1.7. «Русские отели»… 209
2.1.8. «Стабильная линия»… 211
2.1.9. ИФД «КапиталЪ»… 212
2.1.10. «Интурист в г. Ростове-на-Дону»… 213
2.1.11. Группа компаний «Корстон»… 214
2.2. Планы развития отечественных компаний на российском рынке гостиничных услуг… 214
2.2.1. «Базовый элемент»…214
2.2.2. «Интеко»… 215
2.2.3. «Трансаэро»… 216
2.2.4. «Тэз Тур»… 216
2.2.5. «Ренова-Стройгруп»… 217
§ 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕВЕЛОПЕРСКИХ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ КОМПАНИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ… 218
3.1. GVA Sawyer… 220
3.2. Jones Lang LaSalle… 221
3.3. «Система Галс»… 222
§ 4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ… 223
ГЛАВА 9. СИСТЕМА БРОНИРОВАНИЯ ГОСТИНИЦ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ… 225
ГЛАВА 10. РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РЫНКЕ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ РОССИИ… 227
ГЛАВА 11. ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ… 229
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРАВОВАЯ БАЗА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ РЫНОК ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ… 231
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ… 238
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ОСНОВНЫЕ СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В РОССИИ И ЕС К РАЗЛИЧНЫМ ТИПАМ ГОСТИНИЦ (***-*****)… 240
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ЗАКРЫТИЕ, РЕКОНСТРУКЦИЯ И ОТКРЫТИЕ ГОСТИНИЦ В МОСКВЕ В 2000-2005 ГГ.… 242