Архив новостей

Ноябрь > < 2008
пн вт ср чт пт сб вс
Сюжеты
Цены на нефть
Приразломное месторождение
Украина и российский газ
Украинская ГТС
Южный поток
Освоение Ямала
Партнерская программа
Тендеры
Маркетинговые исследования
Тэги

Цены на бензин: повысить нельзя регулировать

7 Июня 2018, 19:00. OilGasField.ru. Москва, 7 июня - "Вести.Экономика" Цены на бензин и дизтопливо снова в центре внимания: автомобилисты возмущаются, сельхозпроизводители озабочены ростом издержек и стабильностью поставок. Правительство объявило о снижении акцизов, но действенность принятых мер остается под вопросом, считает Анна Лакейчук, руководитель аналитического отдела ITI Capital.Анна Лакейчук, руководитель аналитического отдела ITI CapitalЦены на нефтепродукты на внутреннем рынке тесно связаны с динамикой мировых цен на нефть, курсом рубля и изменениями в налогообложении нефтяной отрасли. Первые два фактора сейчас играют против российских потребителей топлива: цена нефти марки Юралс выросла c $65,2/барр. в среднем за 1 квартал 2018 до $69,1 в апреле и $74,9 в мае; курс рубля относительно доллара снизился с 56,9 в 1 квартале до 60,5 в апреле и 62,2 в мае. Экспортные пошлины на бензины и дизель составляют около 30% от пошлины на нефть и, соответственно, меняются вместе с мировыми ценами, а акцизы после повышения с 1 января (на 10,7% по сравнению с 2017 г. для бензина класса Евро-5 и на 12,7% на дизель) оставались неизменными.В этих условиях рублевые цены на экспортную нефть и нефтепродукты существенно выросли даже после вычета пошлин. На внутреннем рынке, по данным Росстата, производители тоже подняли цены – бензин подорожал в апреле на 13% по сравнению с мартом (хотя розничные цены выросли только на 1%), а к 28 мая розничные цены на бензин повысились на 7,3% относительно начала года и достигли в среднем 42,8 руб. за литр. При этом текущая равная экспортная цена (netback) по оценкам аналитиков и экспертов отрасли на внутреннем рынке составляет порядка 51 руб. за литр бензина.Меры, принятые правительством на данный момент – это решение о снижении акцизов с 1 июня (на 3000 руб. за тонну на бензин и 2 тыс. руб. на дизель) и отмена планировавшегося ранее повышения акцизов с 1 июля (на 679 и 593 руб. за тонну на бензин и дизель, соответственно). Кроме того, ФАС и Минэнерго поручено следить за динамикой цен на топливном рынке, с нефтяными компаниями договорились о замораживании цен и повышении экспортных пошлин в случае нарушения компаниями соглашения. Повышение экспортной пошлины – безусловно самый действенный способ для стимулирования поставок на внутренний рынок, но он противоречит текущей стратегии развития отрасли и налоговому маневру, в частности.Владимир Путин в ходе сегодняшней прямой линии заявил, что происходящее на топливном рынке недопустимо, и проблема связана с неточным регулированием в сфере энергетики и энергоресурсов. Глава Минэнерго Александр Новак в ходе прямой линии сообщил о прекращении роста цены на АЗС после снижения акцизов 1 июня. По словам министра, в результате договоренностей со всеми нефтяными компаниями об увеличении объемов поставок нефтепродуктов на внутренний рынок дефицита не наблюдается. При этом менеджмент Роснефти, поддержавший предложенную правительством инициативу о временном снижении акцизов, заявил прессе о сохранении системных проблем в переработке и на рынке нефтепродуктов. По прогнозу компании, внутренние цены могут повыситься в 1,5 раза в результате завершения налогового маневра и отмены экспортных пошлин к 2024 г. Компания также сообщила о чрезмерном уровне текущего налогового бремени для нефтепереработки, оценив потери НПЗ в 3000 руб. на тонну дизельного топлива и 7000 руб. на тонну бензина АИ-92.Вертикально-интегрированные нефтяные компании действительно имеют низкую рентабельность сегмента переработки: так, Роснефть отчиталась о EBITDA марже сегмента переработки, коммерции и логистики в размере 1% по итогам 1 квартала 2018 г., у ЛУКОЙЛА тот же показатель составил 4,5%, у Газпром нефти – 3,6%. Однако, благодаря высокой рентабельности сегмента добычи, финансовые показатели крупных компаний улучшились на фоне благоприятных внешних условий. Независимые НПЗ не имеют такой гибкости, поэтому их рентабельность с начала реализации налогового маневра в 2015 г. стала снижаться и может быть отрицательной.Принципиальный же вопрос о стратегических приоритетах в области нефтепереработки и поставок нефтепродуктов на внутренний рынок остается открытым: будут ли в отрасли преобладать рыночные механизмы и предсказуемое налогообложение или для правительства приоритетом являются низкие цены для внутренних потребителей независимо от ситуации на мировых рынках. Первый путь дает большую гибкость для нефтепереработки, причем как для вертикально-интегрированных компаний, так и для независимых переработчиков. Но для потребителей топливные цены будут более волатильными и зависимыми от мировой конъюнктуры.Второй путь означает усиление государственного регулирования и его постоянную корректировку, поскольку оценить заранее все факторы, влияющие на уровень цен, невозможно. Пример налогового маневра здесь как раз показателен: параметры его завершения до сих пор не утверждены из-за несогласованности позиций всех заинтересованных сторон, что отражается на замедлении и приостановке инвестиций в нефтепереработку до выяснения правил игры.Потребители выигрывают в краткосрочной перспективе, но остаются зависимыми от государственного регулирования и политической конъюнктуры. Сегодняшняя стабильность цен может обернуться падением конкурентоспособности нефтепереработки в будущем, а снижение акцизов на топливо, скорее всего, приведет к росту других налогов. Об этом сообщает Вести.ru.

Разделы:  Переработка, нефтепродукты и сбыт