Нефтегазовые новости

Архив новостей

Ноябрь > < 2008
пн вт ср чт пт сб вс
Сюжеты
Цены на нефть
Приразломное месторождение
Украина и российский газ
Украинская ГТС
Южный поток
Освоение Ямала
Партнерская программа
Тендеры
Маркетинговые исследования
Тэги

Госкомпании, сорвавшие переход на "Евро-4", должны компенсировать убытки пострадавшим - ТВ

22 Июля 2011, 09:00. OilGasField.ru. Необходимо создать механизм, который бы позволил наказать государственные нефтяные компании, сорвавшие переход России на экологический стандарт автомобильного топлива "Евро-4" с 1 января 2011г., и одновременно компенсировал потери тем, кто пострадал от очередного переноса сроков. Среди пострадавших - частные нефтяные компании, которые вложились в переоборудование производства и готовы были перейти на новый стандарт, и автомобилестроители, потратившие средства на то, чтобы сделать двигатели, соответствующие новому качеству бензина, и в итоге поднявшие цены на свой товар. Такое мнение высказал в эфире новой программы РБК-ТВ "Диалог с Сергеем Алексашенко" глава консультативной группы президентской комиссии по модернизации, экономист Александр Аузан, комментируя итоги июньского заседания комиссии, которое было посвящено вопросам экологии.

"Вопрос в том, как сделать механизм, который бы одновременно наказывал тех, кто не подготовился, при том что имел для этого возможности, и компенсировал тем, кто подготовился, возможное отложение срока. Нужно организовать переток от государственных нефтяных компаний, которые поставили остальных, как бы сказать, в неудобную позицию, в сторону тех, кто будет нести издержки из-за того, что введение технического регламента отложится на год-полтора", - пояснил свою позицию А.Аузан.

По его мнению, оптимальным выглядит акцизный механизм решения вопроса. "Благодаря ежегодному - с 2011 по 2013гг. - повышению акциза на бензин на 1 руб. со 100 л топлива, возникает экономический объем для маневра. Можно так называемые дешевые, а на самом деле - плохие бензины, которые портят двигатели, обложить высоким акцизом, сделать их дорогими и устроить переток в сторону производителей "Евро-4", у которых все готово для перехода с 1 января 2012г. на новый стандарт", - так описал А.Аузан свое видение принципиального решения проблемы.

Однако ведущий программы, директор по макроэкономическим исследованиям национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Сергей Алексашенко, усомнился в том, что такой вариант развития событий возможен. "Но ведь это уже напоминает унтер-офицерскую жену, которая сама себя высекла: правительство должно будет наказать государственные нефтяные компании. Вы верите, что эти компании отдадут часть своей прибыли частникам?" - поинтересовался он у собеседника.

На это А.Аузан ответил, что, по его мнению, в ходе заседания комиссии по модернизации именно такая позиция и возобладала. "Поручение президента звучит так: правительству рассмотреть вариант санкций и компенсаций, которые связаны со значительным повышением акцизов, - привел экономист аргумент в свою пользу. - Я знаю, что было совещание, которое проводил председатель правительства с участием и руководителей госкомпаний, и ключевых министров, и идет разработка данного акцизного перераспределения". При этом на вопрос ведущего, в каком же году упомянутые акцизы могут быть введены, гость ответить не смог.

Иллюстрируя крайнюю необходимость перехода на более экологичные топливные стандарты, А.Аузан со ссылкой на министра промышленности и торговли РФ Виктора Христенко отметил, что если вопрос с "Евро-4" наконец решится, то выбросы в больших городах России сократятся примерно вдвое.

В июне 2011г. президент РФ Дмитрий Медведев поручил Министерству энергетики (Минэнерго), Министерству экономического развития (МЭР) и Министерству промышленности и торговли (Минпромторг) в течение месяца дообсудить продление сроков оборота в РФ некоторых видов топлива. Речь шла о техническом регламенте "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту". Такое поручение глава государства дал на заседании комиссии по модернизации экономики, после того как руководители всех этих министерств разошлись во мнениях по поводу сроков отказа от использования бензина и дизтоплива, соответствующих стандартам "Евро-3" и "Евро-4".

В свою очередь министр энергетики Сергей Шматко заявил, что к 2014г. Россия откажется от бензина стандарта "Евро-3", а к 2015г. будет осуществлен переход на автомобильное топливо стандарта "Евро-5".

Глава МЭР Эльвира Набиуллина заявила: "Что касается сроков передвижки по техрегламентам, к сожалению, мы в такой ситуации, когда такая передвижка необходима, но, конечно, не до 2014г., на мой взгляд - это максимум 1,5 года". При этом министр отметила, что должны быть введены действенные санкции против компаний, нарушающих законодательство в этой части. "Проблема в том, что не было санкций. Сейчас Сергей Иванович (Шматко) предложил ввести экономические стимулы и премировать компании, которые исполняли законодательство. Мне кажется, что это неправильная постановка вопроса. У нас есть те компании, которые нарушили законодательство, и здесь не премировать нужно, должны быть безусловные санкции", - подчеркнула Э.Набиуллина. Кроме того, по ее мнению, те санкции, которые предлагаются в виде повышенных акцизов или штрафов, не будут действенными, "так как компании их просто переложат на потребителей, потому что рынок не конкурентный, и это может вылиться в повышение цен, что не допустимо".

Глава Минпромторга Виктор Христенко высказал мнение, что необходимо дообсудить сроки передвижки техрегламентов, поскольку еще есть детали внутри отдельных видов топлива. Однако, по его мнению, "2015г. выглядит запредельно". Министр подчеркнул, что с 1 января 2012г., когда российские заводы не смогут выпускать автомобили класса ниже "Евро-4", пополнение российского автомобильного парка такими транспортными средствами будет полномасштабным. (Напомним, что с 1 июля 2010г. на российский рынков также запрещен доступ извне машин класса ниже "Евро-4").

"К сожалению, нужно признать, что невозможно уже жестко соблюсти тот срок, который установлен на топливо, так как это приведет к проблемам на рынке. Срок придется сдвигать и договариваться на сколько, чтобы это уже не вредило даже новому транспорту, поскольку топливо ниже класса "Евро-4" для автомобилей такого класса приводит к тому, что на 20% повышается их износ, и они начинают загрязнять атмосферу больше на 15%", - сказал В.Христенко, отметив, что в этой связи принципиально договориться о сроке сдвижки. Об этом сообщает РБК.

Разделы:  Мнение / Переработка, нефтепродукты и сбыт / Экология