Нефтегазовые новости

Архив новостей

Ноябрь > < 2008
пн вт ср чт пт сб вс
Сюжеты
Цены на нефть
Приразломное месторождение
Украина и российский газ
Украинская ГТС
Южный поток
Освоение Ямала
Партнерская программа
Тендеры
Маркетинговые исследования
Тэги

СПГ бункеровка "борт-в-борт" теперь в России

7 Ноября 2022, 16:51. OilGasField.ru. Сентябрь нынешнего года ознаменовался для российского судоходства историческим событием — ​впервые в истории отечественной бункерной отрасли была проведена заправка сжиженным природным газом «борт-в-борт». Знаковая СПГ-бункеровка состоялась на рейде в порту Усть-Луга с участием бункеровщика «Газпром нефти» «Дмитрий Менделеев» и нефтяного танкера Korolev Prospect серии «Афрамакс» компании «Совкомфлот». Втом, что героями этой истории стали суда именно этих двух компаний, нет ничего удивительного. «Совкомфлот» начал эксплуатацию «Афрамаксов» — ​крупнотоннажных нефтеналивных танкеров, использующих СПГ в качестве основного топлива, еще в 2018 году. А «Газпром нефть», в свою очередь, первой в стране построила и ввела в строй «Дмитрия Менделеева» — ​уникальное судно, способное выполнять функции как по бункеровке СПГ, так и по его малотоннажной перевозке. Сегмент экологичных и альтернативных судовых топлив для «Газпром нефти» — ​предмет особого интереса и внимания. О текущем и перспективном развитии экологичных и альтернативных судовых топлив рассказал генеральный директор бункерного оператора «Газпромнефти» — ​предприятия «Газпромнефть Марин Бункер» Алексей Медведев. — Поздравляем с началом бункеровок СПГ! Первые рассуждения о заправках судов сжиженным природным газом появились в отрасли более 10 лет назад, и за это время рыночная и макроэкономическая ситуация менялась не раз. Несмотря на это, в «Газпромнефть Марин Бункере» тема СПГ, как оказалось, не переставала быть актуальной. — Это действительно так. Дело в том, что развитие сектора СПГ в бункеровке — ​уже давно один из наших долгосрочных стратегических приоритетов. С точки зрения как диверсификации ассортимента, предоставления потребителям новых опций по топливообеспечению, так и, конечно, повышения экологичности судоходства. То, что СПГ в какой-то момент станет актуальной альтернативой традиционным судовым топливам, было понятно давно, и вопрос был лишь в создании инфраструктуры и приемлемых экономических условий. Ситуация действительно менялась, да и сейчас она остается волатильной. При этом именно в последние годы наблюдается предметное и динамичное становление необходимой инфраструктурной «вселенной» для газовой бункеровки — ​запускаются заводы по производству СПГ, растет количество газотопливных судов, формируется необходимая нормативная база для безопасной работы. Наш проект «Дмитрий Менделеев» — ​один из ключевых в этой системе, он «закрывает» сектор бункеровки «борт-в-борт» и гарантирует потребителю возможность получить топливо наиболее безопасным и экономически эффективным образом. Мы полагаем, что начало его работы в Балтийском регионе даст импульс развитию этого сегмента и стимулирует флот к осознанному и более активному переходу на СПГ. — С учетом высоких цен на СПГ и высокого спроса на СПГ в части экспорта представляется сомнительным, что бункеровки СПГ российского флота могут быть рентабельными, а следовательно, производиться на регулярной основе. Каким вы видите этот бункерный сегмент до конца 2022 года? Как формируется цена на СПГ в качестве бункера? — Мы разработали и реализовали механизм формирования конкурентной цены для потребителей и, соответственно, создали предпосылки для регулярных бункеровок газом. В нынешней ситуации ориентируемся в первую очередь на российских судовладельцев и операторов судов, использующих в качестве топлива СПГ. Объем поставок на рынок внутренних бункеровок на старте пока небольшой, но при этом есть положительная динамика, которая позволяет с оптимизмом смотреть на перспективы развития данного направления. — Какие сложности выявлены при проведении первых СПГ-бункеровок? Готовы ли персонал, инфраструктура? — Не скрою, перед первой бункеровкой танкера «Королев Проспект» волнение присутствовало. По большому счету, все сложности, которые могли нас ожидать, связаны с тем, что до этой заправки бункеровочных операций с СПГ в стране не было. Чтобы свести к нулю риски непредвиденных обстоятельств, в том числе связанных с совместимостью технологических агрегатов судов, наши специалисты провели серьезную подготовительную работу. Были своевременно утверждены руководящие документы и процедуры на основе отраслевых стандартов и лучших мировых отраслевых практик. Начиная с весны, проведена серия тестовых стыковок с судами-потребителями и с терминалами предприятий, производящих СПГ. Все замечания, возникшие во время тренировочных «бункеровок», были тщательно зафиксированы, отработаны и устранены. Отдельным нюансом первой заправки СПГ было то, что танки принимающего судна «Королев Проспект» на начало бункеровки были «теплыми». Поэтому предварительно, до бункеровки, необходимо было произвести операцию захолаживания. Эта процедура может длиться более 10 часов и заканчивается, когда температура в танках опустится до минус 130 °C. Только после этого можно приступать непосредственно к бункеровке СПГ. Экипаж нашего СПГ-бункеровщика состоит из моряков, имеющих значительный опыт работы с газом и прошедших дополнительную подготовку. То же, думаю, можно сказать и о команде танкера «Королев Проспект». И благодаря слаженной работе экипажей обоих судов и наших проектных команд все операции прошли успешно. Это подтвердило высокий уровень профессионализма задействованных специалистов и нашу готовность предоставлять услугу захолаживания (эту услугу мы монетизируем, предлагая ее партнерам) с максимальным качеством. Сама бункеровка прошла полностью в штатном режиме. И по итогам между нашими компаниями произошел официальный обмен мнениями и рекомендациями по упрощению и улучшению процессов, состоялся тщательный анализ предложений. Лучшие идеи были оперативно внедрены в процедуры. — Основными заказчиками услуг по бункеровке с «Дмитрия Менделеева» сейчас для вас являются «Совкомфлот» и «Росморпорт», оперирующий железнодорожными паромами на линии Усть-Луга — ​Балтийск. Есть ли иные партнеры, помимо этих компаний? — Мы прорабатываем технические и юридические (договорная работа) аспекты работы с рядом потенциальных контрагентов по поставкам СПГ на их суда, а также возможности по перевозке СПГ на «коротких плечах». По мере того, как эта работа будет финализирована в виде конкретных соглашений, мы сообщим рынку о развитии нашей деятельности по этим направлениям. — В нынешнем году «Газпромнефть Марин Бункер» заявил о выводе на рынок нового низкосернистого продукта. Что он собой представляет и в чем смысл этой разработки? — Рецептура этого топлива — ​собственная разработка наших специалистов. Это смесевая марка, изготавливаемая из светлых и темных компонентов и, как показывает практика, полностью соответствующая всем требованиям по своим качественным и экологическим характеристикам. Кроме того, новое топливо очень привлекательно с точки зрения себестоимости. Потребители хорошо приняли его — ​до конца года мы рассчитываем реализовать около 200 тыс. тонн. Продукты с содержанием серы менее 0,5% сейчас доминируют в структуре спроса на рынке, и, вероятно, такое положение будет сохраняться еще какое-то время. Поэтому мы ищем способы расширения ассортимента низкосернистых топлив для того, чтобы удовлетворить потребности флота во всех регионах нашей деятельности. — Как выглядит структура продаж топлива у «Газпромнефть Марин Бункера»? — Доля заводских и блендированных низкосернистых топлив в нашем ассортименте составляет около 54%, дизельных и судовых маловязких — ​около 36%, ультранизкосернистых — ​около 6%. Таким образом, почти на 96% наш сбыт состоит из экологичных топлив, к которым теперь присоединился и сжиженный природный газ. — Положение традиционных судовых топлив на современном российском бункерном рынке остается стабильным, сегмент СПГ будет постепенно расширяться. Проявляет ли «Газпромнефть Марин Бункер» активность в работе по другим альтернативным видам топлива — ​аммиаку, метанолу и остальным? — Как и в случае с СПГ, мы стараемся заблаговременно проработать варианты своих действий по развитию новых альтернативных направлений. Аммиак, метанол, водород, электрические носители и даже биотопливо уже прочно вписаны в текущую ESG-повестку, и необходимость разработки стратегических планов по ним не оспаривается. В «Газпромнефть Марин Бункере» еще в прошлом году была создана и действует рабочая группа по альтернативному топливу и декарбонизации морского судоходства в целом. К нынешнему времени мы имеем достаточно глубокий анализ по аммиаку, метанолу и водороду — ​прогнозные данные по их использованию флотом в среднесрочной перспективе, возможности по производству, преимущества и недостатки с технологической и экономической точек зрения, необходимые инвестиции, международные и российские законотворческие инициативы в области морских перевозок, возможный экономический эффект, потенциал использования наших собственных перевалочных мощностей и флота при работе с альтернативными топливами. Помимо этого, мы сформировали картину по потенциальной заинтересованности потребителей в использовании альтернативных видов топлива. Мы понимаем, что для становления рыночных сегментов, связанных с альтернативными энергоносителями для флота, требуется решение целого комплекса инфраструктурных и регулятивных вопросов. И готовы использовать свои возможности и компетенции, чтобы помогать развитию и внедрению безуглеродных технологий в бункеровке. Надежда Малышева Фото: ООО "Газпромнефть Марин Бункер" Об этом сообщает ПортНьюс.

Разделы:  Газ / Компании