Новости раздела "Проекты"

Архив новостей

Ноябрь > < 2008
пн вт ср чт пт сб вс
Сюжеты
Приразломное месторождение
Южный поток
Северный поток
Штокман
Набукко (Nabucco)
Проект поставок азербайджанского СПГ на Украину
Партнерская программа
Тендеры
Маркетинговые исследования
Тэги

Если РФ направит свои возможности в "Южный поток", усилия ЕС по "Nabucco" будут похоронены – эксперт

21 Октября 2011, 11:19. OilGasField.ru. На сегодняшний день Турция  покрывает примерно 60% своих потребностей в газе за счет топлива из России и является вторым по величине его потребителем в дальнем зарубежье, сказал в интервью АМИ " Новости – Азербайджан"  руководитель Центра нефтяных исследований Азербайджана  Ильхам Шабан:

-  Финансовая недоговоренность  между Турецкой  трубопроводной   компанией  Botas  и российским "Газпромом"   может  ли привести к разрыву  соглашения  по поставкам российского природного газа по так называемому западному маршруту  через Украину, Румынию и Болгарию?

- Уже  стало известно о том, что Турецкая государственная трубопроводная компания "Botas" проинформировала " Газпром"  о том, что не будет продлевать соглашение о поставках  российского газа  в связи с тем, что в Москве отказались снижать цену на топливо.

Еще в марте  этого года   Турция   заявила о своем недовольстве  по тарифам на   российский газ.   Вопрос обсуждался  на уровне  премьера министров Турции и России. Министр энергетики Турции Танер Йылдыз заявил, что соглашение, подписанное 25 лет назад и истекающее в декабре, продлеваться не будет, хотя ранее  он предупреждал о возможности пересмотра документа, предусматривающего ежегодные поставки Турции около 6 миллиардов кубометров газа, если в РФ не снизят цену на газ.

После первого заявления министра "Газпром экспорт"  сообщал,  что ждет информацию от компании Botas, которая, в отличие от министерства энергетики, является контрактной стороной. По неофициальным данным, Анкара просила скидку в 20%. Но, как  известно,  Турции в этой просьбе было отказано.

Позже вопрос обсуждался  на уровне  министров энергетики, и в сентябре  западные и турецкие  СМИ написали о том, что за  последние  29 месяцев  цены российского газа подскочили на  39 %. Замечу, после того, как "Газпром" никак не отреагировал  на недовольство  одного  из старейших контрактников - Турции, и не попытался пойти на компромисс, совсем не удивительно, и даже ожидаемо то, что  турецкая сторона официально заявила, что не собирается продлевать  контракт  до 2012 года. 

Я полагаю, что  "причиной  отказа стало то, что,  по мнению  "Газпрома",  у Турции   нет альтернативы  российскому газу, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Поэтому не  исключено, что Турция может пойти на разрыв контракта по западному маршруту, но, скорее всего, оно будет краткосрочное, потому что  Турция не сможет возместить в столь короткие сроки те  объемы газа, которые  ранее поставлялись  по данному соглашению.

В свою очередь "Газпром"  заявил о том, что турецкая  сторона  шантажируют  ее, и  что  в принципе она не  может обойтись без российского   газа и, в конце концов, Турция согласится  на  российские   условия  закупки газа.

Напомню, что    через  западный  маршрут  Турция   импортировала  14 млрд. кубометров природного газа, и  при желании  Анкара  может увеличить закупку на целых 2 миллиарда  кубометров по  трубопроводу "Баку -Тбилиси –Эрзурум" в рамках проекта  "Стадия -1" по "Шах –Дениз".

Помимо этого,  Турция может на  2 миллиарда кубометров увеличить объемы   поставок с Ирана, так как  пропускная способность  трубопровода   составляет  10 миллиарда  кубометров. Плюс ко всему у Турции  имеются два  терминала, и есть возможность  импортировать  сжиженный   газ из Африки, причем эти объемы могут увеличиться на 4-5 млрд кубометров. 

Но  даже  при всем  этом,    вопрос  дефицита газа  будет иметь  место,   и  возместить его  можно за  счет    увеличения  закупок российского газа по "Голубому потоку", так как  его пропускная  способность  составляет   16 млрд.  кубометров.

Так что,  с  учетом  всех этих  возможностей можно сказать, что Турция становится крупным хабом по транспортировке углеводородов, что в принципе и позволяет ей  диктовать  свои условия многим поставщикам.

 - Допускаете ли Вы,  что в будущем  рынок газа  может перейти на биржевое  ценообразование…

- Я  полагаю, в любом случае, трубные поставки будут  преобладать над танкерными поставками,  соответственно нельзя говорить о том, что трубные  поставки будут определяться на основе  биржевых, с учетом  заранее обговоренных  ежегодных  цен  между продавцом и покупателем. Поэтому  я не уверен в том, что весь газовый   мировой  рынок  перейдет на биржевые  котировки.  

- Сравнительно недавно  компания ВР  объявила о том, что  намерена  реализовать проект,  который  может  стать  альтернативой  "Nabucco"…

- Я бы сказал не альтернативой,  а началом реализации "Nabucco". По сути,  это четвертый вариант  экспортных поставок  в рамках  стадии-2  по Шах-Дениз. 

На  первый  взгляд,  проект   кажется  привлекательным,  потому  что он состоит из интерконнекторов, то есть, из соединительных  трубопроводов  между странами,  и не предусматривает строительство  целого  магистрального  трубопровода от пункта  А  до пункта Б, как допустим "Nabucco"   или  другие трубопроводы. Он  предусматривает соединительный трубопровод   между  западной границей Турции и Болгарии,   внутренние  линии  между Болгарией и Румынией, между  Румынией и Венгрией. В этом случае, пропускная способность проекта рассчитана  на  транспортировку 10 млрд. кубометров газа, что в принципе предусмотрено   в рамках проекта стадия-2 для европейских поставок.

Поэтому преимущество данного проекта налицо, поскольку "Nabucco"  при такой огромной стоимости  предусматривает  доставку  азербайджанского газ  до Австрии, хотя, как  выясняется,   в доставке  азербайджанского  газа в Австрию  нет никакой  необходимости,  так как  именно  в Австрии расположена основная  развязка газораспределительной станции  Центральной Европы.

Ну а все покупатели  азербайджанского  газа  находятся в Восточной Европе.

Или  же  рассмотрим  вариант  второй. "Nabucco" предусматривает свое начало  от восточной границы Турции в Европу.    Расчеты показали, что если по маршруту Баку-Тбилиси – Эрзурум доставка  осуществляется в   Эрзурум,  то внутренние  сетевые линии Турции, то есть газовые  магистрали Турции,  спокойно  позволяют доставлять азербайджанский газ до западных границ  Турции.

Это значит, что  нет необходимости  в дополнительных инвестициях, а значит, и нет необходимости  строить  трубопровод.

Но   вместе с тем, у этого варианта  есть и  недостатки, в частности  то, что он рассчитан только на стадию 2,  и соответственно в  дальнейшем его нельзя  расширить, ни на территории Турции, ни на территории  других европейских стран. То есть, в этом случае придется искать иные  маршруты, что приведет к  дополнительным затратам.  

- Как  Вы считаете,  что  спровоцировало отказ  в сотрудничестве со стороны Ирана  с "Газпром–нефть" по вопросу освоения  нефтяного месторождения  "Азар"?

- Ситуация, которая сложилась  вокруг данного вопроса, напрямую зависима от нынешнего  уровня  ирано-российских отношений. 

Дело в том, что Иран  долгое время дожидался  инвестирования  российской  компании  в это нефтяное  месторождение, но вопрос  чересчур затянулся   из–за  не поспешности  российской  стороны.

В свою очередь иранская сторона, не дождавшись конкретики    и  с учетом  ежегодных ужесточающихся    европейских санкций,  демонстративно аннулировала  этот контракт.  

- В кратчайшие сроки   ожидается  ввод в эксплуатацию  проекта " Северный поток". Что скажете о его перспективах?

- Проект масштабный и  перспективный, хотя в него  вложены    большие инвестиции, которые  с учетом    банковских  процентов составят  свыше  8 млрд. евро.  Россия получит  прямой выход  поставок в Германию  на уровне 55  млрд. кубометров газа.  В саму Германию  Россия поставляет максимум  порядка 35 млрд. кубометров газа, остальные  объемы из Германии будут направлены в другие страны, поскольку  там  же    новую систему   магистральных   ответвлений делают  Нидерланды  и другие  страны. 

Таким образом,  Россия  сможет  укрепить  свои позиции в западноевропейских странах.  Давайте сравним возможности  "Северного  потока"  и  "Nabucco"  в плане  поставок на   мировые рынки.

Экспортные  поставки  по "Nabucco",  который имеет  поддержку  ЕС, даже  к  2017 году фактически не получатся.  Обратите внимание, экспортные поставки заказчика  газа в трубопровод - это одно, а я  говорю о  стабильном  получение газа потребителем,  которое  может произойти  только в  2018 году. К тому времени "Северный поток"   будет находиться  в эксплуатации    почти 6  лет, и, соответственно,   проект   больше  половины вложенных денег успеет  окупить.

С другой  стороны,  объемы поставок в размере 55  млрд. кубометров,  чем больше поставляются,  тем  быстрее  и окупаются.  Очевидно то, что  по "Nabucco"   ЕС  надеется на Шах –Дениз- 2,   что  в принципе  является  только началом  первичных поставок, а  по заявлению  ВР,   согласно   планам, только к 2019 году она   выйдет  на заявленные объемы. То есть, на 10 млрд кубометров, предусмотренные  для экспорта    на западные  рынки.

К этому сроку Россия уже наверняка переключится на  "Южный поток". Получается, что эти два  проекта  по  перспективным   возможностям находятся  на  равных положениях. И есть все основания предполагать, что если Россия  направит  свои   возможности в "Южный поток",  то  усилия  ЕС  по "Nabucco"  будут похоронены, потому что оба проекта  направлены на одинаковые рынки, то есть на  захват  Центральной, Восточной Европы  и  Южной Европы  Эти  объемы не сравнимы, поскольку пропускная  способность Южного  потока -  63 млрд кубометров.

Если Россия  в прошлом году  направляла  на европейский  рынок чуть больше 150 млрд кубометров  газа, то  к 2020 году она планирует  эти объемы повысить  как минимум на 50 млрд кубометров, чтобы   достичь  свыше 200 млрд кубометров. А ближе к  2030 году   сможет увеличить эти объемы до 230 -240 млрд кубометров.  В свою очередь  Европа  нуждается в газе и не скрывает,  что доля российского газа в  импорте  будет расти.

-  А что касается Азербайджана?

 - У Азербайджана есть возможность выбора  четырех из  имеющихся  маршрутов, и я думаю, что до конца года  он  определится   с самым  оптимальным из них.

Об этом сообщает Новости-Азербайджан.

Разделы:  Газ / Проекты / СНГ