Нефтегазовые новости

Архив новостей

Ноябрь > < 2008
пн вт ср чт пт сб вс
Сюжеты
Цены на нефть
Приразломное месторождение
Украина и российский газ
Украинская ГТС
Южный поток
Освоение Ямала
Партнерская программа
Тендеры
Маркетинговые исследования
Тэги

Оснований для дальнейшего роста цен на бензин нет - глава Минэнерго

Министр энергетики РФ Сергей Шматко На фото: Министр энергетики РФ Сергей Шматко

Источник фото: Минэнерго РФ

3 Июня 2011, 15:52. OilGasField.ru. Министерство энергетики РФ в настоящее время, по итогам принятых правительством мер для нормализации ситуации на рынке топлива, не видит экономических оснований для дальнейшего роста цен, заявил министр энергетики Сергей Шматко.

"Могу твердо заявить, что сегодня экономических оснований для дальнейшего роста цен в сегменте нефтепереработки нет", - сказал министр, выступая в пятницу перед депутатами Госдумы в рамках "правительственного часа".

ПРИЧИНЫ ДЕФИЦИТА

Шматко напомнил, что следствием появившегося в отдельных регионах РФ дефицита автобензинов стало повышение розничных цен для потребителей. По его словам, причинами сложившейся ситуации стали разница между ценами поставок нефтепродуктов на экспорт по сравнению со сложившимся уровнем цен на внутреннем рынке. "В результате часть топлива с внутреннего рынка ушла за границу", - сказал Шматко.

Он подчеркнул, что в марте-апреле 2011 года цены на бензин в Европе выросли на 25%, а за тот же период розничные цены в РФ со всеми надбавками увеличились лишь на 4% (АИ-92), на бензин АИ-95 - на 3,8%.

Также на ситуацию повлияло введение с первого января 2011 года ограничений на оборот в РФ бензинов и дизтоплива класса "Евро-2".

Министр отметил, что при принятии в 2008 году техрегламента были приняты во внимание планы нефтекомпаний по модернизации нефтеперерабатывающих заводов.

"Однако из-за смещения сроков инвестпрограмм ряд российских НПЗ оказались не готовы производить бензин и дизтопливо третьего класса и выше. В результате те объемы признанного некондиционным топлива, которое в 2010 году реализовывались на внутреннем рынке также ушли на экспорт", - пояснил Шматко.

Министр назвал еще одну причину, повлиявшую на рынок топлива в РФ. Это, по его словам, ремонтные работы на НПЗ. Также на ситуацию повлияла неготовность независимых операторов сетей АЗС к работе в современных условиях, добавил он.

Глава Минэнерго отметил, что более 50% автомобильного топлива в РФ реализуется через независимые от нефтекомпаний сети АЗС. По его словам, наиболее острый дефицит топлива наблюдается в тех регионах, где доминируют независимые операторы.

Этой весной в ряде регионов РФ отмечались проблемы с бензином: где-то заметно выросли цены, где-то возник дефицит топлива на фоне ажиотажного спроса. Минэнерго связывает это с увеличением экспорта нефтепродуктов, а также с удержанием топлива крупными компаниями. Правительство РФ на этом фоне с 1 мая повысило экспортные пошлины на бензин больше, чем планировалось - до 90% от ставки пошлины на нефть. Затем действие повышенных пошлин было продлено до июля.

По данным Минэнерго РФ, российские нефтяные компании в мае 2011 года продали на внутреннем рынке практически весь произведенный за месяц бензин.

ДЕПУТАТЫ ВИНЯТ НАЛОГИ...

Как в свою очередь отметил глава думского комитета по энергетике Юрий Липатов, выступая по итогам "правительственного часа" с Шматко, проблема роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке страны напрямую связана с системой налогообложения.

"Эксперты на разных уровнях спорят о причинах этого явления (роста цен), а решения вопроса так и нет. Мировая же практика показывает, что этому есть объяснение. И оно напрямую связано с системой налогообложения. У нас нет системы. Живем по старинке: от весеннего сезона до осеннего с "ручным" налоговым управлением нефтяной отрасли", - сказал Липатов.

Он подчеркнул, что в Госдуме поддерживает меры, предпринимаемые правительством по развитию конкуренции, в том числе биржевой торговли нефтепродуктами. Также, по его мнению, заслуживает одобрения и поддержки деятельность ФАС по борьбе с монополизмом на рынке нефтепродуктов.

"Надо отдать должное правительству, которое приняло достаточно оперативное решение по запретительным экспортным пошлинам на бензин и по расследованию возможных коррупционных сговоров", - сказал депутат.

Вместе с тем, он убежден, что эти меры не решают проблемы на перспективу.

"Нельзя на этом останавливаться, пора делать следующие логичные шаги, решая прежде всего наиболее острые проблемы, требующие оперативного реагирования и адекватной законодательной поддержки", - отметил парламентарий.

...НПЗ И МОНОПОЛИИ

По его словам, речь идет о неудовлетворительном состоянии российской нефтепереработки, которая "в большинстве своем попросту неспособна без полной модернизации обеспечить переход к выпуску моторного топлива стандарта Евро-3 и Евро-4". Нет обеспечения развития малых независимых добывающих компаний, которые в основном осуществляют добычу на малопривлекательных низкодебитных месторождениях.

Липатов также отметил "монопольное положение вертикально интегрированных нефтяных компаний, так называемых ВИНК, созданных в процессе приватизации для предотвращения развала отрасли и развития рыночной среды, однако сегодня ставшее тормозом развитию рыночных отношений в отрасли".

Отсутствует, по словам депутата, и прозрачная система ценообразования на продукцию нефтепереработки и неоправданная зависимость цены на нефтепродукты от налогов и сборов.

"Решение перечисленных проблем по нашему мнению должно быть предметом совместной конструктивной работы специалистов Минэнерго РФ, других профильных министерств и ведомств, депутатского корпуса всех уровней уже сегодня", - резюмировал Липатов. Об этом сообщает РИА "Новости".

Разделы:  Переработка, нефтепродукты и сбыт / Регионы